СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1Понятие "неуспеваемость" в психолого-педагогической литературе
1.2 Зарубежные подходы в изучении проблемы неуспевающих школьников
1.3 Изучение проблем неуспеваемости школьников отечественными психологами
1.4 Психологические особенности старших школьников
1.5 Исследования причин неуспеваемости старших школьников
2 ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТОВ НЕУСПЕВАЕМОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Обоснование испытуемых и методов исследования
2.2 Результаты исследования психологических детерминантов неуспеваемости старших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность дипломной работы. Характер формируется в течение многих лет жизни человека и является следствием воспитания в широком смысле этого слова, он формируется в процессе учения, в трудовой и общественной деятельности и в многообразных отношениях с другими людьми в семье и школе и в личных отношениях.
В структуре личности характер занимает главное место, так как влияет на познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через черты характера. В характерологических чертах отражаются такие психологические свойства личности, как общительность, готовность к сотрудничеству, доброжелательное отношение к людям, эмоциональная стабильность, эмоционально-волевые качества, высокий самоконтроль и самосознание личности.
Характер определяет индивидуальность и своеобразие личности. От других черт личности характер отличается устойчивостью, ранним формированием. Формирование характера предопределяется образом жизни человека. Он проявляется в манере поведения, в привычках, поступках, действиях и обуславливает осознанные поступки людей в соответствии с их морально-этическими и нравственными нормами, социальными ценностями, потребностями и интересами.
Одной из важных характеристик характера в психологии и психиатрии является акцентуация. Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.[25, 290]
Исходя из всего вышесказанного, а также в связи с актуальностью данной проблематики, мы выбрали тему «Взаимосвязь типов акцентуации характера и успеваемости старших школьников».
Основной целью нашей работы было проанализировать связь акцентуации характера старших школьников с успеваемостью.
Таким образом, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Теоретически исследовать литературу по проблеме характера в отечественной и зарубежной психологии, изучить основные подходы к типологии характеров, а также к определению акцентуаций характеров;
2. Проанализировать учебную деятельность старших школьников, оценить факторы, влияющие на её эффективность, определить влияние акцентуации характера на успеваемость;
3. Провести практическое исследование взаимосвязи акцентуации характера школьника с его успеваемостью; разработать программу коррекции типов акцентуации старших школьников с целью повышения их успеваемости.
Объект исследования – психологические детерминанты старших школьников.
Предмет исследования – взаимосвязь психологических детерминантов в старшем школьном возрасте с успеваемостью.
Гипотеза исследования: влияние черт характера на эффективность учебной деятельности не однозначно: а) самооценка учащихся старших классах ; б)отношение между родителем и старшеклассником; в) основная мотивация в учебе старшеклассника.
Методами исследования являются: изучение литературы по данной проблеме; наблюдение; экспериментальная психодиагностика; методы математической обработки результатов.
Новизна исследования: проблеме психологических детерминантов в подростковом возрасте посвящено достаточно много публикаций, однако в последнее время не достает практических исследований по изучению личностных особенностей, их влияния на развитие взаимосвязи успеваемости старших школьников.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами в области образования при работе со школьниками с целью повышения их успеваемости.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.“Возрастная психология и педагогика”,
под редакцией М.В.Гомезо, М.В.Матюхиной, Т.С. Михальчик, Москва, “Просвещение”, 1984
2.“Практикум по возрастной и педагогической психологии”,
под редакцией проф. А.И.Щербакова, Москва, “Просвещение”, 1982
3.“Психология юношеского возраста”,
И.С.Кон, Москва, 1975
4.Особенности оценки старшеклассниками моральных и волевых качеств своих сверстников. В.Ф.Сафин, в книге “Психологические проблемы юности”, Москва, 1961
5.“Возрастная и педагогическая психология”, под редакцией А.В.Петровского.
6. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону, 1972. - 523 с.
7. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления [Текст] / А.М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2004. - С.326.
8. Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В.С. Цетлин. - М.: Педагогика, 1977. - С.243.
9. Бударный, А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореферат. Канд. Дис. / А.А.
10. Бударный. - М.: Просвещение, 2005. - 521 с.
11. Блонский, П.П. Школьная успеваемость /П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 2001. - 423 с.
12. Славина, С.С. Индивидуальный поход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам /С.С. Славина. - М.: Просвещение, 1986. - 217 с.
13. Калмыкова, Э.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога /Э.И. Калмыкова. - М.: Знание, 1982. - 338 с.
14. Маркова, А.К. Виды отношений школьников, к учению / А.К. Маркова // Сов. педагогика. - 1984. №11. - С.12-23.
15. Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем./ М.: Центр “Педагогический поиск”, 2000 – 160 с. (стр.57-61)
16. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. Мн., “Нар.асвета”, 1977. 80 с.
17. Справочник администрации школы по организации учебного процесса/ М..: Образовательный центр “Педагогический поиск”, 2000.
18. Битянова М. Волшебные кнопки // Школьный психолог. 2004. № 12 . С. 38-39.
19. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия / Пер. с англ. — М.: Эксмо -Пресс, 1999.-512 с.
20. Бандура А. Теория социального научения / Пер. с англ. — СПб.: Евразия, 2000.-318 с.
21. Бодалев A.A. Личность и общение. — М.: Международная педагогическая академия, 1985. — 328 с.
22. Бодров В.А., Ложкин Г.В., Плющ А.Н. Нелинейная модель мотивационной сферы личности // Психологический журнал. 2001. № 2. С. 90-100.
23. Божович Л.И. Избранные психологические труды // Проблемы формирования личности. — М.: Международная педагогическая академия,1995.-212 с.
24. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
25. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям Тула: Приокское книжное издательство, 1968. - 145 с.
Информация для заказа
- Цена: 20 000 ₸