Нет отзывов, добавить
+7 (701) 324-55-68
ASI

Предпосылки становления института лоббизма в Казахстане и развитие института лоббизма в Германии

20 000 

  • Услуга
Предпосылки становления института лоббизма в Казахстане и развитие института лоббизма в Германии
Предпосылки становления института лоббизма в Казахстане и развитие института лоббизма в ГерманииУслуга
20 000 
возврат товара в течение 14 дней по договоренности
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОББИЗМА КАК ПРАВОВОГО ЯВЛЕНИЯ 1.1 Понятия «лоббизм», «лоббистская деятельность»: история возникновения и современные определения 1.2 Цели, формы и методы лоббистской деятельности 1.3 Субъекты лоббистской деятельности и становления института лоббизма 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ И ГЕРМАНИИ 2.1 Законодательное регулирование лоббистской деятельности в Казахстане 2.2 Правовое регулирование лоббизма в Германии 2.3 Нормативно-правовое обеспечение лоббистской деятельности в Казахстане и Германии 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ЛОББИЗМА В КАЗАХСТАНЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ЛОББИЗМА В ГЕРМАНИИ 3.1 Правовое регулирование лоббистской деятельности: Казахстан и Германия 3.2 Общие институциональные подходы к лоббистской деятельности в Казахстане и Германии 3.3 Совершенствование лоббистских отношений между Казахстаном и Германией ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Любое демократическое государство основано на идее народного суверенитета, то есть производности государственной власти от граждан данной страны. Участие же народа в управлении государством может осуществляться в двух формах: непосредственной и представительной демократии, основным «инструментом» последней являются представительные органы, несущие на себе бремя законодательной деятельности. Очень важно, чтобы эти законодательные органы были самыми открытыми и доступными в системе политических институтов, ибо роль таких органов и состоит в том, чтобы представлять политические, а значит и законодательные интересы максимально широкого (в идеале - всего) спектра существующих общественно-политических сил вне прямой зависимости от их численности и финансовых возможностей. Постоянные комитеты и комиссии, партийные организации в парламенте, аппарат его сотрудников, отдельные законодатели должны играть роль проводников, обеспечивающих доступ к законодательному процессу всех заинтересованных субъектов, разумеется, в рамках соответствующих законодательно урегулированных процедур. В глобальном масштабе выполнение этой задачи обеспечивают свободные демократические выборы представительных органов. Но некоторые участники политической системы не обладают достаточно высоким уровнем институциализации (как, например, политические партии, что дает им возможность быть прямо представленными в парламенте), либо их интересы могут быть разовыми или узкоспециализированными, либо они вообще не могут быть официально представлены в законодательном органе (иностранцы). Однако законодательные интересы этих участников политической жизни объективно требуют своей реализации, и это является непременным условием реальной демократии. Реализовать эти интересы как раз и помогает институт лоббизма. Актуальность темы данного исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов правового регулирования лоббистской деятельности. В последние десятилетия в ряде государств (США, Канада, Великобритания, Германия, Литва) разработаны, приняты и действуют нормативные акты, регламентирующие порядок ее осуществления. В различное время законопроекты о регулировании лоббистской деятельности рассматривались парламентами Австралии, Бразилии, Венгрии, Казахстана, России, Украины. Лоббизм и связанный с этим понятием феномен давления на законодателей превратился в одну из актуальнейших проблем современного Казахстана. Он стал реальным инструментом отстаивания определенными слоями общества своих интересов в парламенте, причем субъектами лоббирования в большинстве случаев выступают группы или отдельные лица, располагающие значительными материальными и организационными ресурсами. Теневой, скрытый от общественности, а потому неконтролируемый лоббизм служит почвой для разного рода злоупотреблений и коррупции в органах власти, приводит к нарушению принципов демократии в государстве. Это предопределило сложность и неоднозначность трактовки теоретических основ лоббизма и практики его институционализации. В отечественной, как и в зарубежной, юридической литературе высказываются различные, зачастую диаметрально противоположные точки зрения, о правовой природе лоббизма и его социальной роли, о возможности и допустимости его использования в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Республики Казахстан. Лоббизм как социально-политическое явление внутренне противоречив. С одной стороны, он обеспечивает реальную возможность учета интересов различных социальных слоев в процессе законодательной деятельности, а с другой - нередко способствует принятию актов, отражающих узкогрупповые интересы представителей крупного бизнеса, идущих вразрез с интересами общества в целом, ведет к коррупции в органах государственной власти, криминализации системы публично-правовых отношений. Это диктует необходимость введения лоббизма в жесткие правовые рамки, позволяющие не только урегулировать формы и методы лоббистской деятельности, но и обеспечить контроль над ее осуществлением со стороны, как государства, так и общества в целом. В Казахстане еще только предстоит сформировать систему правовых норм, направленных на формирование лоббистских правоотношений, направленных на защиту интересов общественных объединений, иных негосударственных, некоммерческих организаций, социальных групп и отдельных граждан. Основная цель наметившихся поисков - законодательное упорядочение лоббистских отношений, создание оптимального правопорядка, на основе которого граждане, различные социальные группы будут иметь реальную, регламентированную законом возможность участия в общественно-политическом процессе, включая лоббирование своих интересов в представительных органах государства. В то же время должна быть разработана система защиты от произвола и других противоправных действий теневых лоббистов. Если Республика Казахстан будет развиваться как демократическое и правовое государство, то лоббизм неизбежно должен превратиться в конституционно-правовой институт. Если казахстанское общество будет развиваться как гражданское, то институт лоббизма естественно вписывается в него, поскольку позволяет обеспечивать взаимодействие общества с органами государственной власти. Наконец, лоббизм, если он открытый, легальный, цивилизованный, призван усилить регулирующую, управленческую и иные функции институтов власти, позволит технологически качественно учитывать интересы социальных слоев, общностей и общества в целом. Для предупреждения проявления негативных сторон лоббизма требуется внимательное изучение методов деятельности групп интересов в законодательном органе. Необоснованное расширение рамок лоббирования в парламентской практике негативно воздействует на основы деятельности государства и жизни общества, приводит к деформации государственных структур, защите интересов экономически мощного меньшинства в ущерб интересам подавляющего большинства членов общества. В развитых зарубежных странах накоплен значительный опыт правовой регламентации лоббизма, который нуждается в изучении и использовании в Казахстане с целью предотвращения и ограничения его возможных негативных проявлений. Лоббистская деятельность в нашей стране все еще не имеет законодательной основы, что позволяет ее использовать явно не в "общественно-полезных" целях. Введение лоббизма в жесткие правовые рамки, четкое законодательное урегулирование, т.е. правовая институционализация лоббизма, несомненно, могут дать положительный эффект, будут способствовать укреплению правовой системы в целом. В условиях, когда процесс формирования лоббистских отношений в Казахстане продолжается уже более десятилетия, проблема лоббирования интересов в законодательных органах различных уровней в отечественной конституционно-правовой науке является недостаточно разработанной, при этом зарубежный опыт не находит должного практического применения в Казахстане. Все отмеченное свидетельствует о необходимости проведения специальных правовых исследований лоббизма, научной разработки правовых механизмов его упорядочения и определяет актуальность темы работы. Предметом исследования данной дипломной работы являются лоббистские правоотношения, сложившиеся в Германии, а также формирующиеся лоббистские отношения в современном Казахстане. Объектом исследования служит правовая институционализация лоббистской деятельности в Германии и Казахстане, предполагающая установление юридической природы лоббизма, определение его механизма, выявление особенностей его правового регулирования, его характеристику как конституционно-правового института. Цели и задачи исследования. Основная цель исследования — сравнительный анализ предпосылок становления института лоббизма в Казахстане и развитие института лоббизма в Германии. Степень научной разработанности темы. Начальной точкой отсчета в создании теории лоббизма принято считать конец XIX — начало XX в., что объясняется процессом демократизации западных стран в рамках парламентской системы, индивидуализации экономической жизни общества. На первом этапе научного осмысления данного явления занимались преимущественно политологи. При этом в зарубежной литературе традиционно большое внимание уделялось и уделяется анализу проблемы политической деятельности групп давления или групп по интересам вообще, и проблемам лоббизма, в частности. Изначально на политическую теорию, в рамках которой осуществлялся анализ развития института политического участия индивидов в деятельности органов власти, оказали влияние работы английских философов XIX в. - Д. Фиггиса, Д. Коула, А. Бентли, л выдвинувших идею о том, что группа является основной единицей общества. Дальнейшее развитие идеи участия групп в политике получили в трудах Е. Херринга,3 разработавшего теорию "группового базиса политики". В настоящее время вопросы, связанные с лоббизмом, и проблемы, затрагивающие законные формы и методы работы заинтересованных групп в ходе достижения поставленных ими целей, продолжают анализироваться как зарубежными, так и российскими специалистами. В СССР первой публикацией, посвященной лоббизму, стала изданная в 1978 г. монография Н.Г. Зяблюка "США: лоббизм и политика", в которой содержалась попытка объективной оценки и научного истолкования феномена лоббизма. С начала с 90-х гг. XX в. научный интерес к данной проблематике постоянно возрастает в связи с демократизацией общества и постепенным формированием институтов правового государства. Вопрос о лоббизме как правовом явлении особенно активно обсуждается в последнее десятилетие. В целом, проблемы правового регулирования лоббизма в современном Казахстане являются весьма актуальными и требуют глубокого исследования, тем более что на сегодняшний день отсутствуют общетеоретические монографические работы, касающиеся законодательного регулирования лоббизма. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. С.В. Васильева. Формы представительства интересов экономических субъектов в деятельности публичных органов власти: правовой аспект // Право и экономика. 2005. № 8. 2. С.В. Васильева. Право граждан и организаций на обращение: нормативная модель и практика реализации // Законодательство и экономика. 2005. № 5. 3. А.Г. Гуринович, С.А. Комаров. Общественная палата Российской Федерации и экспертиза законопроектов // Представительная власть – ХХI век: законодательство, комментарии и проблемы. 2005. № 3 (63). 4. С.В. Масленникова. Народное представительство и права граждан в Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Городец-издат», 2001. 5. А.Ф. Ноздрачев. Институт участия граждан в деятельности исполнительной власти / В сб.: Административно-правовой статус гражданина / Отв.ред. Н.Ю. Хаманева. – М.: ИгиП РАН, 2004. 6. Толкование понятия «лоббизм» и высказывания по его определению // Представительная власть – ХХI век: законодательство, комментарии и проблемы. 2001. № 1 7. /Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых). Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. Москва, 2009-2010.
Информация для заказа
  • Цена: 20 000