Нет отзывов, добавить
+7 (701) 324-55-68
ASI

Концепт «Ойкумена» в тюркских эпосах

20 000 

  • Услуга
Концепт «Ойкумена» в тюркских эпосах
Концепт «Ойкумена» в тюркских эпосахУслуга
20 000 
возврат товара в течение 14 дней по договоренности
План Введение 1 глава Понятие «Ойкумена» как философский термин и смысловая нагрузка 1.1 Ойкумена как Родина в ментальности народов 1.2 Родина и отчизна в культуре народов Евразии 1.3 «Ойкумена» в картине мира у тюрков 2 глава «Ойкумена» как концепт в фольклоре тюрков 2.1 «Отукен» как отражение ойкумены у древних тюрков (на материале Орхонских письменностей) 2.2 Жанры тюркского фольклора и роль эпоса в культуре тюрков 2.3 Понятия «пространства» и «ойкумена» в тюркских эпосах Заключение Список литературы Глоссарий Введение Тюркские народы попали на страницы всемирных хроник практически одновременно со славянами — во второй половине V — VI в. н. э. Переселение гуннов из Центральной Азии в Центральную Европу привело в движение все народы Евразии. Кочевые племена — иранские и тюркоязычные — продолжали свой натиск на Китай, Иран и Византию и могли именоваться по традиции гуннами (так белыми гуннами именовались ираноязычные племена эфталитов, занявшие в V в. бассейн Аму-Дарьи и столкнувшиеся с сасанидским Ираном); объединение таких «гуннов»-савиров существовало в V—VII вв. в Северном Дагестане, «стране гуннов». Волнообразное движение кочевников на запад, напоминающее «цепную реакцию», описано византийским дипломатом Приском, возглавлявшим в 448 г. посольство к Аттиле. В 463 г. в Причерноморье вторглись племена огуров (урогов), сарагуров и оногуров, которых вытеснили савиры/сабиры, тех же, в свою очередь, заставили двигаться на запад авары, которых теснили народы, живущие у океана — то есть на краю ойкумены. В Северном Причерноморье племена огуров и др., видимо, и создали объединение болгар — тюркоязычных «протоболгар». Главными источниками по ранней истории народов Евразии на Востоке стали китайские хроники: подобно античным авторам, описывавшим скифов и сарматов, китайские историки оставили описания быта и нравов «северных варваров». По известиям китайских хроник восстанавливается процесс формирования тюркской суперэтнической или метаэтнической общности. В передвижения на востоке Евразии были вовлечены позднегуннские тюркоязычные племена, переселившиеся на территорию северо-западного Китая, но вытесненные оттуда в Турфанскую котловину на отроги Тянь-Шаня. Там они смешались с ираноязычными тохарами и, видимо, восприняли от них родовое имя ашина. Но здесь их подчинили себе племена жужан (жуань-жуаней), на западе известные как авары: исследователи спорят о том, насколько верно это отождествление, равно как и о том, на каком языке говорили жужане (авары), тюркском или монгольском (ср. [Кычанов 1997, 74 и сл.]). Жужане вели войны с Китаем и уйгурами, создали обширное государство в Центральной Азии, их правитель как глава разноплеменного объединения впервые принял титул каган (к нему восходит и позднейшая форма — хан), приравнивавшийся в раннесредневековом мире к императорскому, претендовал на равноправные отношения с Китаем, основанные на договорах «о мире и родстве». Подчиненных своей власти ашина жужане переселили в 460 г. на Алтай. Там ашина прославились как кузнецы и возглавили объединение местных племен тюрк, получившее в китайских источниках VI в. наименование туцзюе (тугю, тукю), в арабских и европейских — тюрки [Кляшторный, Савинов 1994, 12 и сл.; Кычанов 1997, 94 и сл.]; эти племена, делившиеся в китайских источниках на восточных и западных тугю (западные включали 10 племен, в том числе тюргешей и др.), издревле контактировали с ираноязычными и — на севере — самодийскими соседями. Согласно общепринятому определению, Ойкумена, экумена (греч. oikuménē, от oikéō - обитаю, населяю), термин, употребляемый для обозначения населённой человеком части земли. Впервые описание Ойкумена встречается у Гекатея Милетского, включавшего в это понятие Европу, Малую и Переднюю Азию, Индию и Северную Африку. С ранних времен человек задумывался об устройстве окружающего его мира как единого целого. И в каждой культуре оно понималось и представлялось по-разному. Так, в Вавилоне жизнь на Земле тесно связывали с движением звезд, а в Китае идеи гармонии переносились на всю Вселенную. Миф, как способ отображения действительности раскрывает полноту представлений древних об образе мира от начала его сотворения, соответственно образ Родины органически вплетен в иерархию мифологем, повествующих о появлении Вселенной, планет, времени, земли, людей и животных. Мифы многих народов мира основаны на самопроизвольном установлении первоначального порядка, на идее эволюции, где появлении земли выступает лишь одним из этапов глобального построения: таковы мифы древних викингов о создании богами Асгарда (жилища богов) и Милгарда (земли смертных), мифы о появлении Японских островов в результате брака божественной пары Идзанаги и Идзанами и другие. Существует и множество легенд основанных на концепции прародителя человеческого рода: китайский миф о великане Паньгу, появившегося из яйца; корейская легенда о яйце, содержащем младенца, который вырастая, становится правителем мира; индийские мифы о боге молитвы Праджрапати, создавшего воздух, землю, время, людей, смерть или Брахме, вышедшем из золотого яйца и расколовшегося на мужчину и женщину и много других. Очевидно, что в мифах древних гораздо большее значение придается космическому порядку, нежели образу пространства на котором живет человек. Суть древнего мифа чаще сводится к передаче нравственных основ: примеров добродетели или нечистоты, правды или коварства, образцов верности и преданности, любви, чадолюбия, покорности, терпения, храбрости отваги и так далее. Такие духовные основы каждого этноса тесно связаны с социально-исторической практикой, опытом выживания на определенном географическом ареале ойкумены. Однако мифология, как форма мировоззрения, способствовала появлению первых философских концепций, положивших начало научному осмыслению мира. Стихийная диалектика древних как метод познания действительности достаточно полно представлена в учении китайского мыслителя Лао Цзы, родоначальника даосизма. Даосизм, тяготеющий к естественному фатализму, утверждал безусловность человеческой несвободы. Лао Цзы в труде «Дао де дзин», излагающем основы даосизма, указывает: «Человек следует законам земли». Поскольку жизнь есть заданность, центральным тезисом в учении Лао Цзы выступает понимание собственного предназначения, свободы от суеты и попыток быть не собой. Список использованной литературы Арсамаков Б.И. Ингушские фамилии и имена. Назрань, 2003. Баскаков Н.А. Тюркская лексика в "Слове о полку Игореве". М., 1985. Бибулатов Н.С. Чеченские имена. Грозный, 1991. Вести Кумыкского научно-культурного общества (КНКО). Махачкала,2001. Выпуск 2-3. Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973. Гаджиахмедов Н.Э., Гусейнов Г.-Р.А.-К. Кумыкские личные имена: происхождение и значение. Махачкала, 2004. Гусейнов Г.-Р.А.-К. Шовхал // Вести КНКО. Махачкала, 2001. Выпуск 2-3. Гусейнов Г.-Р.А.-К. О булгаризмах северо(восточно)кавказского происхождения в болгарском языке // Болгария - Турция - Дагестан. Махачкала, 2002. Выпуск VII. Гусейнов Г.-Р.А.-К. Тюркизмы в антропонимике и топонимике "Онежских былин" А.Ф.Гильфердинга // Вопросы русского и сопоставительного языкознания. Махачкала, 2005. Выпуск II. Добродомов И.Г Проблемы изучения булгарских лексических элементов в славянских языках. Автореф. дисс:докт.филол.наук. М., 1974. Древнетюркский словарь. Л., 1969. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М., 1998. Вып.I. История Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988. Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. М., 1980. Кн.III. На стыке континентов и цивилизаций. М., 1996. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. М., 1984, 2001,2002. Тарланов З.К. Герои и эпическая география былин и "Калевалы". Петрозаводск, 2002. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М.-Л., 1941. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1964-1973. Тт.1-4. Чокаев К.З Морфология чеченского языка. Грозный, 1970. Ч.2. Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана. М., 1984. Этимологический словарь тюркских языков. М., 1974, 1978, 1980, 2001. Гаджиева Н. З. Тюркские языки // Лингвистический энциклопедический словарь. —М.: Советская Энциклопедия, 1990. — С. 527—529. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2 Milliyet. 55 milyon kişi 'etnik olarak' Türk. Проверено 18 января 2012. Оценки численности иранских азербайджанцев, приводимые в тех или иных источниках, могут значительно различаться — от 15 до 35 млн. См., например: [1],Looklex Encyclopaedia, Iranian.com, «Ethnologue» Report for Azerbaijani Language, UNPO information on Southern Azerbaijan, Jamestown Foundation, The World Factbook: Ethnic groups by country (CIA) Encyclopedia of the Peoples of Asia and Oceania. 2008. том 1 стр 826 Аяган, Б. Г. Тюркские народы: энциклопедический справочник.-Алматы:Қазақ энциклопедиясы.2004.-382 с.:ил. ISBN 9965-9389-6-2 Тюркские народы Сибири / отв. ред. Д. А. Функ, Н. А. Томилов; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН. — М.: Наука, 2006. — 678 с. — (Народы и культуры). — ISBN 5-02-033999-7 Тюркские народы Восточной Сибири / сост. Д. А. Функ; отв. ред.: Д. А. Функ, Н. А. Алексеев ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. — М. : Наука, 2008. — 422 с. — (Народы и культуры). ISBN 978-5-02-035988-8 Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки / Отв. ред. С. Я. Козлов, Л. В. Чижова. — М., 2003. — 459 с. — (Народы и культуры). ISBN 5-02-008853-6 Научно-редакционный совет, председатель Чубарьян А. О. Научный редактор Л. М. Минц. Иллюстрированная энциклопедия «Руссика». 2007. ISBN 978-5-373-00654-5 Лев Николаевич Гумилев. Древние тюрки Тавадов Г. Т. Этнология. Учебник для вузов. М.: Проект, 2002. 352 с. С. 106 Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999 Ахатов Г. Х.. Диалект западносибирских татар. Уфа, 1963, 195 с. Кононов А. Н. Опыт анализа термина турк // Советская этнография. 1949, № 1 Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи Евразии // Санкт-Петербург: Фарн. 1994. 166 с. ISBN 5-900461-027-5 Савинов Д. Г. О «скифском» и «хуннском» пластах в формировании древнетюркского культурного комплекса // Вопросы археологии Казахстана. Вып. 2. Алматы-М.: 1998. С. 130—141 Еремеев Д. Е. «Тюрк» — этноним иранского происхождения? // Советская этнография. 1990. № 1 Крадин Н. Н. Кочевники, мир-империи и социальная эволюция // Альтернативные пути к цивилизации: Кол. монография / Под ред. Н. Н. Крадина, А. В. Коротаева,Д. М. Бондаренко, В. А. Лынши. — М., 2000. Восток в средние века. V. Закавказье в XI—XV вв Азербайджан Кляшторный С. Г. Основные этапы политогенеза у древних кочевников Центральной Азии Катанов Н. Ф. Качинская легенда о сотворении мира (Записана в Минусинском округе Енисейской губернии на качинском наречии тюркского языка 2 июня 1890 г.) // ИОАИЭ, 1894, т. ХII, вып. 2, стр. 185—188.http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/143_11.htm «Маралом», «Медведем» и «Волком» премируют победителей Фестиваля мировой музыки «Алтай» :: ИА АМИТЕЛ Агентство Респуюлики Казахстан по статистике. Численность населения Республики Казахстан по областям, городам и районам, полу и отдельным возрастным группам, отдельным этносам. Данные на 1.01.2010. Предварительные итоги переписи населения Киргизии 2009 г. Л.Гумилев, География этноса и исторический период. «Наука», Ленинград, 1990. Гегель, Философия духа. Том 3. Москва, 1956.
Информация для заказа
  • Цена: 20 000